Откатные ворота

Достоинства и недостатки

Откатные воротаАвтоматические откатные ворота имеют свои плюсы и минусы

Достоинства:

  • мягкий, плавный и почти бесшумный ход створки;
  • долговечность, высокая ремонтопригодность;
  • легкость управления, возможность применять разные способы подачи команд на движение и остановку створки;
  • простота конструкции;
  • устойчивость ко всем погодным проявлениям;
  • нет нужды расчищать снег в зимнее время для движения створки.

Недостатки:

  • необходимость укрепления столбов, ограничивающих проем ворот (обычно их бетонируют);
  • необходимость освобождать место для движения створки, иногда приходится выравнивать площадку и делать дополнительную подсыпку подушки из ПГС;
  • требуется периодическая очистка роликов и направляющих от грязи, мелкого мусора и других помех.

Сергей Свистунов
Строитель со стажем, редактор информационного портала Zaborchik.com

Недостатки откатных ворот считаются сравнительно мелкими, не заслуживающими серьезного внимания. Обслуживать приходится любые типы ворот, а укрепление опорной системы и столбов — это требование конструкции. Преимущества, а в особенности — возможность автоматизировать ход створки, считаются намного более значительными качествами подобных конструкций.

— Сергей Свистунов Строитель со стажем, редактор информационного портала Zaborchik.com

Откатные ворота

Откатные ворота

Схемы и чертежи сдвижных ворот без автоматики

Правильно спроектированные и изготовленные ворота должны открываться практически без усилий. Хорошая система роликов вместе с грамотно рассчитанным распределением веса по конструкции в результате дают плавный и лёгкий ход ворот по направляющей балке. Рассмотрим для примера схему, которая описывает все необходимые элементы и комплектующие для откатных ворот.

  1. Стальные столбы из профилированной трубы размерами 100х100 и высотой 4 метра в бетонном основании
  2. Металлические столбы устанавливаются в бетонные столбы, изготовленные по технологии ТИСЭ (с расширяющейся подошвой снизу)
  3. Бетонная лента фундамента, залитая поверх столбов и вмещающая примерно полтора кубических метра бетона.
  4. Правая колёсная группа
  5. Левая колёсная группа
  6. Верхняя колёсная группа для фиксации полотна и дополнительной защиты от падения
  7. Металлический каркас из профилированной трубы (60х40 или 40х25) с толщиной стенки от 2 до 4 мм
  8. Рама для калитки, изготовленная из трубы квадратного сечения 100х100 мм и толщиной стенки 3 мм. Крепится к столбу длинными болтами на уровне верхней и нижней граней
  9. Рама калитки из профилированной трубы. Сечение труб такое же, как у каркаса ворот
  10. Уровень земли (асфальт, брусчатка)
  11. Длинный швеллер приварен к нижней балке воротной рамы
  12. Электропривод (опционально)
  13. Зубчатая рейка для сцепления с маховиком электропривода
  14. Место расположения противовеса. Его масса рассчитывается исходя из габаритов воротной базы.
  15. Платформы для роликовых групп, зафиксированные в бетонном фундаменте с помощью закладных
  16. Забор из профильной трубы 60х40 или 40х25
  17. Большие и прочные петли
  18. Петли для калитки. Также должны быть очень прочными

На данной схеме показан полный комплект необходимых деталей для создания сдвижных ворот. Они могут работать как на автоматическом приводе, так и открываться вручную, без электродвигателя.

Один из самых технологически сложных элементов — это роликовая база. Чаще всего, если есть возможность и ресурсы сделать откатные ворота своими руками, то ролики самостоятельно не изготавливаются. От их прочности и надёжности будет во многом зависеть долговечность конструкции и удобство её использования. А хорошие ролики сделать можно только обладая достаточно высокими навыками работы с токарным станком.

Поэтому, колёсная база сдвижных ворот обычно приобретается отдельно. Её стоимость в районе 10 000 рублей. В эту сумму входит комплект из направляющей балки (от 5 до 7 м), опоры с 8 роликами на металлическом основании, концевой ролик, нижний и верхний ловители ворот, квадратный кронштейн и нейлоновый ролик. Устройство в сборе способно выдерживать ворота весом до 500 кг. На фото ниже для примера изображён комплект Ролтэк Эко 6.

Если есть навык точной обработки металлических деталей на станке, то можно изготовить ролики самостоятельно. Пример готовой колёсной базы с чертежами роликов, которую сделал профессиональный токарь, можно видеть на фото ниже.

При проектировке конкретных ворот важно правильно рассчитать размеры всех деталей рамы, чтобы она не деформировалась под собственным весом в процессе эксплуатации

Особое внимание следует уделить габаритам противовесной стороны, которая будет уравновешивать основную, видимую снаружи часть рамы. Соотношения сторон проиллюстрированы на следующей схеме

Пример грамотно спроектированных откатных ворот с точными размерами проёма и калитки на схеме ниже.

Если смотреть на конструкцию сверху, то расположение элементов будет иметь такой вид.

Комплект фурнитуры, которая потребуется для соединения воротной базы в единую систему, включает в себя такие детали.

В зависимости от устройства конкретной модели ворот, список элементов может быть больше или меньше. Существуют также варианты создания подвесных откатных ворот. В таких конструкциях рама передвигается на роликах, закреплённых сверху. Они перемещаются в верхней горизонтальной направляющей. Неудобства такого варианта в том, что верхняя перекладина ограничивает высоту транспорта, который может проехать под ней. Далее будет рассмотрена методика изготовления и установки простых откатных ворот на основе заводской роликовой базы.

Виды откатных ворот

В зависимости от конструкции различают три основных типа ворот — подвесные, консольные и с опорой на нижний рельс. Наибольшей популярностью пользуются консольные конструкции, хотя другие разновидности также встречаются на практике. Ниже мы каждую разновидность ворот рассмотрим более подробно.

Подвесные

Подвесные откатные ворота

В конструкциях такого типа полотно с роликами крепится на горизонтальную направляющую балку, которая устанавливается сверху на опорные столбы. При срабатывании электропривода ворота сдвигаются в сторону. Балка крепится в трех точках — на боковые опорные столбы + на участке забора, куда будут упираться ворота при полном открытии. Горизонтальная балка должна обладать большой толщиной и устойчивостью, чтобы выдержать нагрузку.

Подвесные конструкции обычно применяются в промышленном строительстве, для защиты частных домов их применяют редко. Главным преимуществом подвесных ворот является большой ресурс по работоспособности, потребность в небольшом пространстве для отката. Главным недостатком является то, что верхняя горизонтальная балка будет выступать в качестве ограничителя, поэтому высокий транспорт будет проблематично пропустить через такие ворота.

Популярные статьи  Кварцевые лампы для дома: преимущества устройств и критерии выбора

С опорой на нижний рельс

При таком варианте сборке в землю монтируется рельса, по которой перемещается полотно с роликами при срабатывании электропривода. Все нагрузка передается на рельсу и боковые опоры, а в монтаже опорных балок нет необходимости. Сверху на одном из столбов рекомендуется поставить дополнительный ролик, который будет фиксировать откатные ворота при перемещении. Рельсовые ворота просты в сборке и монтаже, а на практике их применяют в жилом и коммерческом строительстве.

У такой сборки есть один крупный недостаток:

  • Рельсовая конструкция в земле должна всегда быть чистой, поскольку в противном случае ход роликов будет невозможен. Особенно критична эта ситуация для холодных регионов, где зимой выпадает много снега.
  • Поэтому рельсовые ворота рекомендуется ставить в регионах с малозаснеженной зимой. Но даже если Вы живете в таком теплом регионе, Вам периодически придется проводить очистку рельсы от мусора и грязи.

Консольные

Консольные откатные ворота

При таком варианте сборки сбоку располагается консольный механизм на основе роликов, которые сдвигают ворота при активации привода. К полотну ворот снизу приваривается металлическая опорная балка, внутри которой монтируются ролики. Для повышения прочности конструкции на ответном столбе привариваются улавливатели, которые представляют собой П-образные кронштейны.

Улавливатели также защищают откатные ворота от заваливания набок, а также снижают нагрузку на ролики и направляющую балку. Консольные ворота на практике применяются чаще всего (как в домашнем, так и коммерческом строительстве). У консоли есть ряд преимуществ и недостатков:

  • Среди главных плюсов — это более простая эксплуатация. Консоли не имеют ограничений по высоте, поскольку направляющая верхняя балка в такой конструкции отсутствует. Также у консоли отсутствует направляющая рельса, за чистотой которой нужно постоянно следить.
  • Однако консольные конструкции более сложны в монтаже. Чтобы такие откатные ворота получились надежными, необходима установка улавливателей и дополнительных опорных механизмов. В противном случае консольные ворота начнут раскачиваться, не будут хорошо запираться и так далее.

Изготовление бетонного основания

Разметка ямы под фундамент для откатных ворот

В стороне отката ворот, начиная от края проема, вдоль забора отложите расстояние равное половине ширины проезда (это размер бетонного основания в длину). Отступите от плоскости забора примерно 500 мм в глубину территории, по всей длине этого отрезка, и Вы получите периметр ямы, необходимой для изготовления фундамента откатных ворот.

Если столбы забора не могут быть использованы в качестве опорных для откатных ворот – надо с противоположной стороны проема, напротив ямы под бетонное основание, разметить яму под ответный столб. Яма должна быть расположена таким образом, чтобы установленный в ней столб мог примыкать к линии забора изнутри, не заужая проем.

Если ворота будут автоматизироваться, то нужно предусмотреть возможность прокладки кабеля под проезжей частью между столбами. Для этих целей используйте металлическую или пластиковую трубу с внутренним диаметром не менее 25 мм.

Выемка грунта

Грунт вынимается на глубину, превышающую глубину промерзания, не менее 200 мм. Для Подмосковья глубина промерзания – 1,5 м., соответственно глубина ямы под фундамент – не менее 1,7м.

Изготовление закладного элемента

Для изготовления закладного элемента Вам потребуется швеллер 16, длинной равный длине ямы под бетонное основание, и арматура d 12 для связей и арматурной решетки. Сначала к заготовке из швеллера привариваем отрезки арматуры или уголки, в длину приблизительно по 1500 мм.

Далее привариваем поперечные связи из той же арматуры.

Установка закладного элемента в готовую яму

Получившуюся конструкцию опускаем в яму арматурой вниз и фиксируем так, чтобы боковая поверхность швеллера вплотную прилегала к имеющемуся столбу забора. Тело швеллера должно располагаться строго горизонтально (используйте уровень) и параллельно линии движения ворот.

Особое внимание стоит обратить на уровень расположения верхней плоскости закладного элемента относительно уровня дорожного покрытия в проеме ворот. От того, на каком уровне, по высоте будет установлен закладной элемент, зависит зазор от дорожного полотна до нижней кромки ворот

Если закладной элемент установлен вровень с уровнем дорожного покрытия, то при использовании регулировочных площадок, минимальный зазор под воротами (расстояние от дорожного покрытия до нижней кромки полотна ворот) составит 100-110 мм. Увеличить зазор на несколько сантиметров при помощи регулировочных площадок возможно, а уменьшить зазор уже не получится (при условии сохранения технологичности крепления опорных роликов).

В случае если стандартный зазор в 70-100 мм Вас не устраивает, устанавливать закладной элемент необходимо по уровню ниже проезжей части на желаемое расстояние.

Отдельно хочется остановиться на случаях, когда столбы забора нельзя использовать, как опорные для откатных ворот или же когда верхняя кромка ворот декорируется «короной» или пиками, а так же на случаях, когда есть необходимость установки двух опорных столбов.

Два опорных столба рекомендуется устанавливать на глухие откатные ворота, перекрывающие проем более 4500 мм, для увеличения стабильности полотна откатных ворот при парусных нагрузках, в период открывания-закрывания.

Необходимо подготовить один или два опорных столба, в зависимости от случая, который соответствует ситуации (слабые столбы или широкие ворота). Размер столбов должен быть на 50 мм больше высоты от фундаментного основания до верхней кромки ворот. Готовые столбы (или столб) устанавливают в яму и связывают с закладным элементом так, как показано на рисунке.

Закладная деталь для откатных ворот с двумя опорными столбами.

Заливка ямы бетоном

После того как Вы установили закладной элемент, необходимо залить яму бетоном. Уровень бетона в яме не должен покрывать поверхность закладного элемента. После того, как Вы залили закладные бетоном, необходимо дать время бетону застыть, не менее 6 суток.

Монтаж и регулировка зубчатой рейки

На качественных заводских изделиях ее монтаж можно сделать вообще без сварочных работ. Там в комплекте идет специальный С-профиль.

Его по уровню крепите через саморезы в нижней части ворот, а уже в пазы вставляете бобышки.

Популярные статьи  Дождеприемники для ливневой канализации: назначение, виды и правильный монтаж

Передвигаете их каждый на свое место и затягиваете болты.

Если у вас нет такого технологического крепежа и все приходится делать по старинке на сварке, тогда следуйте следующей инструкции.

Первым делом выставляете сам привод на швеллер фундамента и смотрите по высоте, где будет находиться звездочка. Может вам даже придется нарастить высоту площадки, чтобы все идеально совпало.

Только после этого закрепляете привод на болты, но не затягивайте через чур сильно.

Зубчатые рейки идут длиной по 1м. У каждой из них имеется овальное отверстие.

В него и вставляются эти самые бобышки – широкой стороной к рейке, узкой к воротам.

Первоначально выставляете их посередине и затягиваете. Далее разблокируете привод, максимально открываете ворота и примеряете рейку так, чтобы между ее концом и шестерней, впоследствии поместился концевик.

В этом положении сваркой прихватываете первую бобышку.

Сдвигаете ворота, чуть-чуть не доходя до последней бобышки, и прихватываете ее. При этом контролируйте, чтобы первая и последняя находились на одном уровне.

В последнюю очередь привариваете среднюю бобышку. Все это время рейка лежит на шестерне.

Прокатываете ворота дальше и ставите следующую рейку.

Ошибка №9
Здесь самое главное правильно состыковать две рейки между собой.

Для точной регулировки зубьев между двумя верхними, подкладываете снизу еще одну свободную рейку или кусок от нее, тогда все зубцы будут совпадать идеально и никаких щелчков и стуков при движении ворот не будет.

Процесс повторяется со всеми отрезками рейки. После того, как все прихватили, и покатали туда-сюда ворота, можно все это дело окончательно обваривать.

Ошибка №10
Делать это строго по порядку расположения бобышек не рекомендуется.

Сначала завариваете первую, затем ту, что посередине всей воротины, потом последнюю. И так далее. В этом случае меньше шансов на то, что металл поведет.

При этом некоторые советуют приваривать рейку к нижнему профилю ворот, а не к направляющей, которая бегает по роликам. В противном случае, при недостатке опыта, у вас все выгнется дугой, и направляющая примет форму банана.

Кроме того, профиль ворот живет гораздо дольше нижней балки и при ее замене, вам не потребуется переделывать крепеж нижней рейки. Чаще всего балка “умирает” в конце зимы или начале весны.

Главный враг сдвижных ворот – снег. Поэтому всегда убирайте его со стороны отката. При температуре +-1С, снег перемерзает и раздавливает балку изнутри.

Она в свою очередь начинает ломать ролики. Лучшее средство от снега – сделать пенал, внутрь которого будет заезжать воротина. Ну или разориться на теплый пол для улицы.

Многие говорят про правильный зазор между шестерней и зубчатой рейкой. Как он регулируется и выставляется? Очень просто.

Открываете ворота и ослабляете первый болт на бобышке, дабы он самостоятельно принял свое положение. После этого смазываете резьбу и затягиваете его.

Без смазки, резьба через 5 лет ржавеет и болт отламывается на этом самом месте.

Далее сдвигаете воротину до конца первого участка рейки, ослабляете и затягиваете третий болт. После этого, тот, что посередине.

То же самое проделываете со второй и другими рейками, постепенно сдвигая ворота. А в самом конце капитально протягиваете крепеж мотора, который до этого был затянут не слишком сильно.

В итоге у вас и получится тот самый рекомендуемый производителями зазор между зубчатой рейкой и самой шестеренкой. Самое главное, чтобы рейка не давила на шестерню.
Если при этом никакого видимого зазора нет, но она просто свободно лежит на шестеренке, тоже нормально.

На этом механическая часть закончена, приступаете к монтажу и настройке электропривода.

Виды откатных ворот

Откатные воротаВорота, откатные по рельсу

Откатные по рельсу

Самый простой вариант, когда створка движется по нижней направляющей, — ворота, откатные по рельсу. На земле поперек проема укладывается рельс; створка ворот имеет в нижней части роликовые каретки, опирающиеся на этот рельс и двигающиеся по нему. Верхняя часть створки удерживается скобой с роликом, укрепленной на воротном столбе. Откатные воротаСхема откатных ворот с нижним рельсом. Фото с сайта mehanol.ru
Конструкция проста, там практически нечему ломаться. Подобные ворота требуют небольшого пространства для отката створки — только на величину самой створки.
Сплошные плюсы! Откатные воротаСкоба с роликом, удерживающая створку
Однако существуют некоторые ограничения при использовании:

  • предпочтительнее, если ворота имеют не глухую, а решетчатую конструкцию для снижения ветровой нагрузки;
  • необходимо следить, чтобы в рельс на земле не набивался мусор (например, опавшие листья);
  • если вы живете в регионе со снежными зимами, то эксплуатация такой конструкции зимой значительно осложняется. А если в свой загородный дом зимой вы наведываетесь лишь время от времени, будьте готовы по приезде провести некоторое время перед воротами, откапывая заметенный снегом и обледеневший рельс.

Откатные воротаОткатные ворота на рельсе предпочтительнее в южных регионах, где зимы малоснежны или вообще снега не бывает

Подвесные с верхней направляющей

Для движения подвесных ворот над проездом укрепляют рельс, по которому на роликовых тележках, как шторы по карнизу, скользит створка. Чаще всего такие въезды можно встретить в промзонах. Как и ворота с нижним рельсом, такой вариант очень надежен: на многих предприятиях сдвижные конструкции с верхней направляющей исправно служат десятилетиями. 
Откатные воротаПодвесные откатные ворота
Минусом такого механизма оказывается пресловутый верхний рельс — над проемом проезда будет перемычка. И если для легковой машины это не станет препятствием, то грузовой автотранспорт в ваш двор въехать не сможет. Промышленные ворота имеют значительную высоту — 4-5 м. Владелец загородного участка часто не может себе позволить такие высокие конструкции. Проблему можно решить, установив съемную перемычку, если грузовики к вам приезжают, но не слишком часто. Однако снимающийся рельс усложняет и удорожает ворота.

Вопросы и ответы

При изготовлении откатных ворот у разных пользователей часто возникают однотипные вопросы. На вопросы следует ответить заранее и сэкономить время, которое можно использовать на более важные дела.

С какой стороны забора лучше разместить подвижную створку?

Рекомендуется устанавливать ее с внутренней стороны. Так сконструировано большинство готовых моделей откатных ворот. Это обеспечивает безопасность для людей или животных, оказавшихся снаружи в момент перемещения полотна.

Популярные статьи  Штукатурка стен из газобетона внутри помещения: технология, пошаговая инструкция

Что лучше, рельсовые или консольные ворота?

Для частного дома консольные ворота удобнее тем, что приобретаются практически в готовом виде — их надо лишь собрать из имеющихся деталей и установить. Рельсовые конструкции приходится изготавливать с нуля. При этом, в первом случае пользователь ограничен имеющимися размерами, а во втором может изготовить створку нужной высоты и длины.

Винтовые сваи для фундамента — это быстрее, чем бетонная лента?

Если верхняя обвязка не является отливкой из бетона — да, быстрее. Однако, надо учесть — работоспособность винтовых свай может оказаться весьма сомнительной, так как на рынке много некачественных изделий. Кроме того, металл подвержен коррозии, а специфика таких свай не позволяет нанести полностью работоспособное защитную покрытие.

Какой материал для опорного и премного столбов предпочтительнее?

Оба варианта по-своему хороши. Обычно, выбирают наиболее понятный и доступный способ. По величине расходов они примерно равны, по механическим качествам и ремонтопригодности — мало отличаются друг от друга. Однако, укладка кирпича выполняется быстрее и не требует длительной выдержки. Кроме того, заливку столбов часто приходится выполнять послойно, что значительно снижает степень прочности готового элемента.

Обязательна ли установка систем автоматики? 

Если для владельца не составляет особого труда постоянно открывать и закрывать за собой створку, выходя для этого из автомобиля, можно и обойтись без автоматики. Сама конструкция и работоспособность створки от этого не изменится.

Электромагнитный замок на калитку

Как можно украсить забор?

Почтовый ящик для забора

Калитка для забора из профнастила

Какие замки можно устанавливать на калитки из профнастила

Колпаки на столбы забора

Как сделать консольные откатные ворота

Эта конструкция хороша тем, что над проездом нет балок. Но она — самая дорогая в устройстве. Дело не столько в системе роликов, сколько в необходимости устройства фундамента с металлическими закладными, к которым затем будет крепиться консольная балка. Если столбы уже есть, фундамент заливается перед ним и вдоль забора на длину технического выноса, который необходим для компенсации нагрузки, создаваемой полотном.

Комплектация консольных ворот

Даже если делают консольные откатные ворота своими руками, комплект, состоящий из направляющей балки, роликов, концевых роликов и уловителей покупают обычно в фирме. Все запчасти рассчитываются исходя из размеров полотна, материала каркаса и типа обшивки: вес имеет существенное значение. Потому желательно со всеми этими параметрами определиться заранее.

Зная длину несущей балки, вы сможете рассчитать необходимый размер фундамента. По типу — это ленточный фундамент, котлован под него копают ниже глубины промерзания грунта (для каждого региона она своя), в который закладывают армированные опоры под пластины с роликами, а также устанавливают стойки. К этим стойкам затем крепится комплект верхних роликов, удерживающих полотно и не дающих ему раскачиваться.

Как рассчитать фундамент под крепление для консольной балки

Сложного при расчете ничего нет. Фундамент по длине равен почти половине длины пролета. Если пролет 4 метра (ширина проезда или расстоянием между столбами), то фундамент должен быть 1,8-2 м. Ширина его 40-50 см, глубина — ниже глубины промерзания грунта для региона.

Фундамент под консольную балку при строительстве откатных ворот

Котлован выкапывают еще на 10-15 см глубже — под гравийно-песчаную подушку. Этот фундамент армируют (по типу ленточного), в верхней его части к арматуре приваривается швеллер (18 или 20) и все это заливают бетоном. Швеллер выставляется в «нулевой» уровень, то есть он должен стоять на одном уровне с уровнем грунта или материалом, которым отделан двор.

Подготовленное армирование и закладной швеллер

Есть более дешевый и быстрый вариант, но по надежности он уступает описанному выше. В грунт вкручивают три винтовых металлических сваи, к ним приваривают швеллер.

Установка роликовых опор

К закладному швеллеру привариваются шпильки, к ним потом на болтовых соединениях крепятся платформы с роликами. Иногда можно встретить варианты, когда платформы приварены сразу к закладной. Это неправильно. Существует довольно большая вероятность того, что фундамент или столб забора даст усадку. Даже небольшое смещение — и ваши ворота работать не будут. Если ролики со шпилек можно снять, шпильки переварить и все собрать на место, то как корректировать если платформа приварена? Срезать? Сложно, долго, без гарантий. Так что лучше в этом случае делать все по правилам.

Пример крепления роликовых площадок

При покупке обратите внимание на роликовые каретки и на сами ролики. Это обязательно закрытые подшипники качения

Они обычно располагаются в два ряда по 4 штуки в каждом. Смазка в них должна быть морозостойкой — нижний предел температур -60°C. Осмотрите платформу, на которой они крепятся. Она должна быть стальной, литой, хорошего металла с оцинкованной поверхностью, покрыта защитной смазкой.

На ролики накатывается опорная балка, потому основную нагрузку несут они

Покатайте ролики. Все должны кататься без усилий, и не должны иметь люфта (не должны шататься из стороны в сторону). Тогда можно быть уверенным, что ворота будут ездить легко и откатной механизм будет работать продолжительное время (некоторые фирмы дают гарантию 10 лет). Ведь большая часть нагрузки приходится именно на ролики, потому их качество ключевой момент, как и сбалансированная конструкция полотна.

Остальные этапы монтажа более понятно будут описаны в фото-отчете: ворота собраны самостоятельно, без привлечения специалистов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: